Бывает, родители рассказывают, как им надоело делать с детьми уроки. Мне стало интересно разобраться, что это за феномен такой, делание уроков со взрослым ребенком допоздна.
Проанализировав опыт консультативных встреч с родителями в тех случаях, где этот феномен проявлялся, я пришел к выводу, что, похоже, ребенок и родитель не находят для себя иной возможной формы совместного времяпрепровождения. А ребенок не находит иного повода, по которому ему бы уделялось достаточно внимания. Помимо учебной неуспешности.
Ребенок в таких семьях может чувствовать себя одиноким, брошенным, покинутым, ненужным. И он начинает решать задачу – как стать нужным, как находится в отношениях с близкими. Постепенно он замечает, что становится интересен близким, когда начинаются трудности с учебой, когда получает двойки, когда не делает домашние задания. Конечно, внимание близких в таких случаях специфическое – они делают ему замечания, отчитывают, ругаются, заставляют делать уроки, контролируют, сидят с ним за уроками. Но они с ним. Они видят его, замечают, реагируют. Значит, задача решена.
Поймите правильно, я не хочу сказать, что для ребенка такой путь решения задачи по добыче необходимого внимания проходит осознанно. Напротив, скорее всего, это происходит автоматически, как-бы само собой, ребенок вряд ли сознательно реализует такую поведенческую стратегию.
Тем не менее, семейный досуг мамы и ребенка начинает выглядеть, например, следующим образом – за окном темно, на столе разложены тетрадки с учебниками, сидит ребенок и никак не может сообразить, что ему писать. Рядом сидит усталая мама, подпирая рукой голову и думает: “Когда же все это закончится?..”
Да, грустная картина… Каким же может быть выход из такой ситуации и что вы можете сделать, если в вашей семье встречаются похожие трудности?
Прежде всего, вы можете продумать и найти интересные обоим сторонам способы быть друг с другом и проводить время. Можете понемногу наращивать репертуар способов проведения семейного досуга. Дайте волю фантазии и подумайте о том, куда вы могли бы отправиться вместе с ребенком, чтобы это путешествие было радостным и вдохновляющим для вас обоих? Отнеситесь к этому вопросу, как к творческой задаче, у которой нет готового решения. Но это решение можно изобрести самостоятельно или совместно с ребенком. Если вы устроите такое обсуждение, то рекомендую для начала «отключить» всякую критику неподходящих вариантов, а сосредоточиться просто на том, чтобы придумать и записать как можно больше решений. Пусть некоторые из них покажутся вам нелепыми, смешными, странными и т.д. Все-равно записывайте все. И только потом приступайте к оценке и выбору решения. Уже сама эта процедура, при условии, что она правильно построена, сможет добавить радости в ваше общение с ребенком.
Кроме того, вы можете повысить свою компетентность в том, как вам общаться с ребенком, когда вы вместе. Вы можете осознанно поработать над тем, чтобы на уровне техники понять, как именно строить фразы при общении с ребенком, чтобы ему было интереснее с вами общаться. Можете разобраться, как, опять же на уровне построения конкретных фраз, выражать свои чувства, чтобы не обидеть ребенка, какими словами поддержать его в эмоционально напряженных и трудных ситуациях. Все это, — элементы, из которых складывается ваша родительская компетентность в общении с детьми. И она не дается в готовом виде, над ее формированием нужно работать, как и над любым другим навыком.
Я верю, что каждый желающий того родитель может научиться быть более компетентным в том, чтобы строить отношения и общение со своими детьми и буду рад помочь вам в решении этих задач.
индивидуальная консультация имеет ряд преимуществ:
На первой консультации мы знакомимся, я рассказываю об организационных условиях и методах моей работы, Вы описываете ситуацию и мы подбираем подходящую стратегию возможной помощи в Вашем случае. Такая первая встреча позволяет и мне, и Вам более осознанно принять решение о продолжении сотрудничества.
Егор Мартынов 2016-2022. Все права защищены.