Проектирование выбора профессии

Недавно обнаружил в рабочих бумагах заметки о работе с 9-ми классами на тему выбора профессии и понял, что там фактически получилось набросать модель саморазвития в вопросах профессионального выбора.

Речь пойдет о некоторых проблемных ситуациях в выборе и о том, как можно построить стратегию развития в зависимости от конкретных трудностей.

Для удобства можно представить процесс выбора профессии, как течение реки, а трудности, как некоторые преграды (мель, бурелом, накиданный мусор, узкое русло и т.д.), которые мешают этому течению, замедляют или останавливают его. Мы не можем сделать, чтобы сложный процесс выбора профессии завершился, сделался и все. Но мы можем помочь человеку преодолеть препятствия, встречающиеся на этом пути.

Если говорить о препятствиях, то можно выделить такие:

  1. Внешние препятствия — какие-либо обстоятельства, контекст жизни, который затрудняет выбор.
  2. Внутренние препятствия — связаны с собственными качествами, отношениями, ощущениями, недостатком знаний о себе и т.д.
  3. Нехватка собственной активности в процессе выбора — бывает, кажется, что на данном этапе выбора от тебя ничего не зависит и сделать ничего невозможно, остается только выждать время.
  4. Трудности в построении жизненной перспективы — когда нет видения ближайших отрезков жизненного пути и плана движения.

Течение процесса профессионального выбора может сталкиваться с этими препятствиями, замедляться или блокироваться в связи с этим. Для того, чтобы помочь в выборе профессии нужно прояснить конкретные препятствия, с которыми человек сталкивается и построить стратегию работы с ними.  Ниже опишу некоторые стратегии развития в зависимости от видов трудностей. Но прежде стоит отметить, что общий метод преодоления состоит в обретении достаточной вооруженности (конкретных навыков), чтобы выдерживать столкновения с препятствиями и их успешно преодолевать.

Для преодоления внешних препятствий, например, может потребоваться:

  • уверенность в значимости цели
  • коммуникативная компетентность (умение договариваться с окружающими людьми)
  • умение разрешать конфликтные ситуации
  • нетворкинг (умение налаживать связи и заводить деловые контакты)
  • умение кооперации, сотрудничества (навыки командной работы)

Если речь идет о преодолении внутренних препятствий, то помогающим будет:

  • навыки самоанализа (например с помощью ведения дневника)
  • хорошее знание себя, своих особенностей и управление собой (здесь поможет психологическое консультирование, прохождение специализированных профессиональных тренинговых программ)
  • навыки саморазвития (здесь может помочь расширение кругозора, чтение, развитие хобби, а также комплексная система саморазвития, которой будет посвящена отдельная статья).

Для запуска собственной активности поможет:

  • выявление собственных интересов, поиск ценностей (можно путем самоанализа, можно с помощью тестирования, лучше с помощью индивидуальных консультаций с профессионалом) — чтобы было понятно в каком направлении и ради чего действовать
  • узнавание и обработка информации, касающейся интересующих професиональных направлений
  • общение с работающими представителями интересующих профессий
  • общение со студентами выбранного факультета вуза, его выпускниками или другими людьми, которые могут сообщить «инсайдерскую» информацию про место обучения

В построении плана движения будет полезно:

  • Сформулировать общую цель движения (например на 5 лет — получить высшее образование по специальности… в рамках профессии… и практический опыт работы в должности…)
  • Составить основные задачи, которые помогут достичь цели (например, — выбор места обучения, подготовка и поступление, проявление достаточной учебной активности, выбор специализации, подготовка и сдача экзаменов, определение темы, написание и защита дипломной работы по действительно интересующей теме у подходящего научного руководителя, устройство на стажировку/работу в должности и т.д.)
  • По каждой задаче продумать список шагов, которые необходимо сделать для ее выполнения
  • Расписать эти шаги в привязке к конкретному времени (что и когда нужно сделать чтобы выполнить задачи, достичь цели)
  • По мере необходимости уточнять цель и задачи, расширять перспективу, ставить новые цели.

Вот такая получается картина возможностей движения в процессе профессионального выбора. Остается только сказать, что как изменчиво течение реки, так изменчива и наша жизнь. Может быть так, что какие-то пути оказываются закрытыми или непроходимыми, а достижение каких-то целей, которое еще вчера казалось вполне реальным, сегодня уже остается за границами наших возможностей. Но в наших силах осмыслять происходящие изменения, сообразовываться с ними и давать на них свой ответ в виде новых замыслов, новых проектов, новых стремлений и новой деятельности по их реализации вопреки новым препятствиям на пути.

ПРИХОДИТЕ НА
КОНСУЛЬТАЦИЮ

индивидуальная консультация имеет ряд преимуществ:

На первой консультации мы знакомимся, я рассказываю об организационных условиях и методах моей работы, Вы описываете ситуацию и мы подбираем подходящую стратегию возможной помощи в Вашем случае. Такая первая встреча позволяет и мне, и Вам более осознанно принять решение о продолжении сотрудничества.

Егор Мартынов 2016-2022. Все права защищены.

Прокрутить вверх

Для записи на консультацию свяжитесь со мной по этим координатам: