От самоопределения в подростковом возрасте к жизненному саморазвитию.

В этой статье я хотел бы поделиться с Вами своим взглядом на саморазвитие человека и рассказать о ключевом способе, с помощью которого человек может разрешать проблемные ситуации и преодолевать жизненные трудности. В тексте речь часто будет идти о человеке подросткового возраста, так как в этом возрасте у человека появляются новые возможности для того чтобы развивать себя. Все описанные шаги актуальны как для подростка, так и для взрослого человека, стремящегося к тому, чтобы найти выход из жизненных затруднений.

 

Сначала скажу несколько слов о подростковом возрасте и серьезных жизненных вопросах, с которыми мы в этом возрасте впервые встречаемся, для того, чтобы в течении всей жизни продолжать искать на них ответы.

Подростковым называют возраст примерно укладывающихся в хронологические рамки от 12 до 16 лет. В этом возрасте происходит множество изменений в психике и в жизни человека. Для нашей темы наиболее важно отметить, что в этом возрасте формируется самосознание человека, начинает складывается определенное целостное представление о самом себе, которое называют “Я-концепцией”. Перед подростком появляется множество сложных жизненных вопросов, которые требуют разрешения – кто я такой?, какой я?, как мне быть среди других людей?, зачем я живу? И т.д.
Важно, что многие вопросы касаются самоопределения – определения самого себя, своей жизненной позиции по отношению к какому-либо вопросу. Поэтому далее предлагаю вашему вниманию краткое рассмотрение ключевых тем и ориентиров, связанных с самоопределением человека в принципе и подростка в частности, как начинающего этот путь.

Во-первых, самоопределение начинается в сложных, неопределенных ситуациях. Там, где в жизни все привычно, все ясно, не требуется самоопределения.
Очень важный этап, с которого все начинается – неудовлетворенность чем-то в своей жизни. Если есть ощущение неудовлетворенности – значит настало время начать анализ ситуации.

Можно сказать, что если человек понимает, что его не устраивает, то задействуется важный мыслительный процесс – рефлексия. Для того, чтобы понять, что не устраивает в ситуации, нужно отстраниться и посмотреть на себя и свою жизнь как-бы со стороны. Такая отстраненная позиция и называется рефлексивной. Надо сказать, что часто это бывает неприятно, ведь когда мы смотрим на себя со стороны, то начинаем замечать множество своих проблем и недостатков, а никаких готовых путей все исправить не видно. Тем не менее – это важная отправная точка жизненных изменений.

Следующий шаг состоит в том, чтобы осознать, построить образ желаемых изменений. Ответить на вопрос – как я хотел бы чтобы было?
Так образуется некий разрыв между желаемой ситуацией (тем, что я хочу) и наличной ситуацией (тем, что есть). Казалось бы, понятно, что не устраивает и понятно, чего хочется. И что со всем этим делать, как попасть в ту, желаемую ситуацию?
Инструментом для творческого преодоления такого разрыва является проектирование – то есть создание и реализация проекта жизненного развития.
Я считаю проектирование ценнейшим инструментом для преодоления жизненных затруднений, особенно в подростковом возрасте. Ведь для проектирования необходимо занять строго определенную позицию – позицию автора проекта! Учитывая реалии современной жизни, можно сказать, что подросток редко имеет возможность чувствовать себя автором. В школе он ученик, который должен слушать учителя. Дома он сын или дочь – объект воспитания, и т.д.

Создание проекта позволяет занять авторскую позицию и взять на себя ответственность за реализацию своего замысла. Оно начинается с выделения проблемы. Проблема – это вопрос, направленный на преодоление жизненного противоречия. Например, проблема может звучать так – “Как мне выбрать профессию, если я не знаю кем хочу быть?”.

После постановки проблемы продолжается самоопределение автора проекта – он определяет, какую ответственность он готов на себя взять, какова его задача в этой проблемной ситуации, которую он сам выделил.
Сам проект представляет собой мысленную (идеальную) модель решения проблемы, которую поставил автор.
Следующий шаг состоит в поиске и выработке путей решения проблемы. Фактически – это ответ на поставленный ранее проблемный вопрос “как?..”.
На этом этапе важно, что если проблемный вопрос сформулирован нечетко, то будет невозможно создать четкую идею решения проблемы. Иными словами, если непонятно, что нужно делать, чтобы решить проблему, скорее всего это означает, что проблема сформулирована нечетко, неконкретно и необходимо вернуться к ней.

Кроме идеи решения проблемы полезно определить ресурсы – понять какие возможности для решения проблемы у автора уже есть, а что еще необходимо, чтобы реализовать проект. Ресурсами могут быть люди, идеи, способности, время и т.д.

Остается определить масштаб проекта — величину требуемых и возможных изменений в результате его реализации. Чем больше ресурсов у автора, тем масштабнее может быть проект.

Таким образом подготавливается и оформляется замысел проекта и все описанное ранее можно отнести к формированию замысла проекта. Когда замысел уже оформился остаются два важных шага. Это реализация проекта – то есть воплощение в жизнь идеи решения проблемы. И последующая рефлексия – то есть вновь отстраненный взгляд на жизненную картину после реализации проекта. Осмысление того, что получилось в результате, насколько это соответствует задуманному ранее, следует ли еще что-то сделать и, возможно, появление нового замысла.

Таким образом можно видеть, что такая технология жизненного саморазвития циклична и может повторятся столько раз, сколько будет необходимо автору проекта для реализации своих творческих замыслов. Интересно, что в процессе проектной работы у автора проекта развивается способность брать на себя ответственность в решении трудных ситуаций, творческое мышление, а также навыки самоопределения и рефлексии.

Список литературы
1. Алексеев, Н. Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления [Текст] / Н. Г. Алексеев // Дис. …. соиск. уч. степ. докт. психол. н. – М., 2002b.
2. Зарецкий В.К. Проектная деятельность детей как ресурс развития их жизнестойкости. — В кн.: Инициация проектной деятельности детей в условиях детских домов и школ-интернатов (Успешные выпускники. Секреты жизнестойкости). Печатн. Фонд «Женщины и дети прежде всего». Проект «Голос ребенка». М. 2009 2,0 п.л.
3. Каменский Р.Г. Динамика самоопределения педагогов в организационно-деятельностной игре // Дис. …. соиск. уч. степ. канд. пед. н.
4. Мартынов Е.С. Работа с рефлексией в разных направлениях психотерапии и в РДП: попытка сравнительного анализа // Консультативная психология и психотерапия №3 2013

ПРИХОДИТЕ НА
КОНСУЛЬТАЦИЮ

индивидуальная консультация имеет ряд преимуществ:

На первой консультации мы знакомимся, я рассказываю об организационных условиях и методах моей работы, Вы описываете ситуацию и мы подбираем подходящую стратегию возможной помощи в Вашем случае. Такая первая встреча позволяет и мне, и Вам более осознанно принять решение о продолжении сотрудничества.

Егор Мартынов 2016-2022. Все права защищены.

Прокрутить вверх

Для записи на консультацию свяжитесь со мной по этим координатам: